Программа составлена
на основе Программы художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой
И.А.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность
художественного воспитания понимается как формирование эстетического
отношения посредством развития умения понимать и создавать
художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям
эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе
эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано
только в установке на восприятие художественных образов и выразительность
явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию
выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной
новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели
относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности,
с учѐтом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и
формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира
посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического
воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного
развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная
деятельность выступает как содержательное основание эстетического
отношения ребѐнка, представляет собой систему специфических
(художественных) действий, направленных на восприятие, познание и
создание художественного образа (эстетического объекта) в целях
эстетического освоения мира.
Изучение психологического механизма развития способности
восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело
к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребѐнка
эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность
образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми
выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребѐнок
присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина
B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами
художественного объекта.
Дошкольник в своѐм эстетическом развитии проходит путь от
элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания
оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение
от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия
цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и
пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих
детям основы социальной и духовной культуры. Современный взгляд на
эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования
эстетического отношения к миру и художественного развития средствами
разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в
эстетической деятельности.
Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и
развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки»
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного
возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей
в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами
художественно-образной выразительности.
4.
Амплификация
(обогащение)
индивидуального
художественноэстетического
опыта
(эстетической
апперцепции):
«осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии
(носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный
образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и
содержания, заключѐнного в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных
видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности
детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я концепции-творца».
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью
овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма,
колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою
непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо
приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на
формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником,
сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций,
пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщѐнных
представлений (интеллектуальный компонент) и обобщѐнных способов
действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия
для полноценного развития художественно-эстетических способностей
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
возможностями.
Наглядно-методические издания - тематические плакаты для обогащения
восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире
(«Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг»,
«Еловый лес» и пр.); - дидактические плакаты для развития чувства формы,
цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные
натюрморты» и т.д.); - незавершѐнные композиции для выставочных
коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки
на окошке», «Праздничная ѐлочка», «Витрина магазина» и т.д.); - серия
альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж»
(«Дымковская игрушка»,
«Фили-моновская игрушка»,
«Изразцы»,
«Писанки»).
Изобразительная деятельность
Задачи художественно-творческого развития детей
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления
любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением,
проигрыванием. Без этого ребѐнку сложно раскрыть задуманный образ,
объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький
ребѐнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в
игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид
продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и
поддерживать другими видами художественной деятельности (словом,
жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в
дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного
возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной
деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности
экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной),
инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения
способов создания образа и средств художественной выразительности.
Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют
натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и
тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы
поверхности; осваивают самыми разными приѐмами особенности бумаги,
красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..
Воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
- Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству
(дымковская,
филимоновская, богородская игрушка, семѐновская или
полхов-майданская матрѐшка), знакомить с произведениями разных видов
изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика);
поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
- Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием
раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать
знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи,
фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь,
снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить
самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни,
художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
- Обращать внимание детей на образную выразительность разных
объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные
руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные
ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда,
игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали,
контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются
многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один
и тот же объект.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное
творческое начало. - Учить передавать характерные особенности
изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный,
а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный) - Знакомить с цветовой
гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на
листе бумаги.
- Развивать у детей способность передавать одну и ту жеформу или образ
в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке). - Сочетать
различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись),
(например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).
- Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник»,
«музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
- Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики»,
«Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других
детей (под руководством взрослого).
- Консультировать родителей на тему того, как организовать дома
изобразительную деятельность ребенка.
- Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка,
бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
- Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
- В дидактических играх с художественным содержанием учить различать
цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности
(до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на
цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к
другому.
- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами, изобразительными
техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и
простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их
структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму
объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения
рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве
бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для
рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные
композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
Месяц
Сентябрь
Название занятия
«Весѐлые
картинки»
«В лесу»
«Цветочная
клумба»
«Весѐлый поезд»
Октябрь
«Храбрый
петушок»
Задачи занятия
- Определение замысла в соответствии с
назначением рисунка (картинка для
шкафчика). Самостоятельное творчество
- рисование предметных картинок и
оформление рамочками.
-Рисование простых сюжетов по
замыслу. Выявление уровня развития
графических умений и композиционных
способностей. -Рисование цветов разной
формы, подбор красивого
цветосочетания. Освоение приѐма
оформления цветка (красивое
расположение, украшение
декоративными элементами).
-Рассматривание вида из окна. Создание
коллективной композиции из паровозика
и вагончиков.
-Рисование петушка гуашевыми
красками. Совершенствование техники
владения кистью: свободно и уверенно
вести кисть по ворсу, повторяя общие
очертания силуэта.
Ноябрь
Декабрь
-Создание красивых композиции на
«Листопад и
бумаге. Знакомство с явлением контраста
звездопад»
-Рисование многоцветного (спелого)
«Яблочко спелое»
яблока гуашевыми красками и
половинки яблока (среза) цветными
карандашами или фломастерами.
- Создание красивых осенних
композиций с передачей настроения.
«Кисть рябины
Свободное сочетание художественных
красной»
материалов, инструментов и техник
«Мышь и воробей» -Создание простых графических
сюжетов по мотивам сказок. Понимание
обобщѐнного способа изображения
разных животных (мышь и воробей).
«Зайка серенький
-Трансформация выразительного образа
стал беленьким»
зайчика: замена летней шубки на
зимнюю - раскрашивание бумажного
силуэта серого цвета белой гуашевой
«Бабушкин домик» краской.
- Дать представление о русской избе как
памятнике русской деревянной
архитектуры; учить передавать
особенности строения избы, украшать
«Сказочный
узорами окна, двери.
дворец»
-Учить детей создавать сказочный образ,
рисуя основу здания и придумывая
украшающие детали (решетки, балконы,
различные колонны).
-Учить делать набросок карандашом
только главных деталей; закреплять
приѐмы рисования гуашью.
«Котятки и
-Изображение и оформление «перчаток»
перчатки»
(или «рукавичек») по своим ладошкам правой и левой. Формирование
графических умений - обведение кисти
руки с удерживанием карандаша на
одном расстоянии без отрыва от бумаги.
«Наша ѐлочка»
-Рисование новогодней ѐлки гуашевыми
красками с передачей особенностей еѐ
строения и размещения в пространстве.
Выбор конкретных приѐмов работы в
зависимости от общей формы
художественного объекта.
«Сказочные птицы» -Учить детей рисовать птиц по
представлениям (по сказкам); передавать
«Забавные
животные»
Январь
«Зимние забавы»
«Клякса»
«Дворец для
снегурочки»
«Девочкаснегурочка
Февраль
«Как розовые
яблоки, на ветках
снегири!»
«Мишка и мышка»
в рисунке правильную посадку головы
птицы, положение крыльев, хвоста;
воспитывать любовь и бережное
отношение к пернатым.
-Познакомить детей с творчеством Е.И.
Чарушина; учить рисовать животных,
составляя изображение из простых форм
(овал, круг, линия и т.д.). Развивать
наблюдательность, эстетическое
восприятие окружающего мира и
желание его изображать
-Рисование нарядных снеговиков в
шапочках и шарфиках. Освоение
приѐмов декоративного оформления
одежды.
-Развитие глазомера, чувство цвета,
формы. Познакомить с таким способом
изображения, как кляксография; показать
еѐ выразительные возможности;
развивать воображение, фантазию,
интерес к творческой деятельности.
- Продолжать знакомить детей с
произведениями поэтов, художников и
композиторов о зиме. Учить детей
создавать сказочный образ, рисуя основу
здания и придумывая украшающие
детали (решетки, балконы, различные
колонны). --Учить делать набросок
карандашом только главных деталей;
закреплять приѐмы рисования гуашью.
-Учить детей рисовать Снегурочку в
шубке, смешивая цвета для получения
новых оттенков. Вспомнить с детьми
содержание сказки о Снегурочке,
попросить придумать новую сказку.
Развивать самостоятельность,
творческую активность.
-Рисование снегирей на заснеженных
ветках. Создание простой композиции.
Передача особенностей внешнего вида
конкретной птицы - строения тела и
окраски.
-Самостоятельный отбор содержания
рисунка. Решение творческой задачи:
изображение контрастных по размеру
Март
Апрель
образов (мишка и мышка) с передачей
взаимоотношений между ними.
-Получение серого цвета для рисования
«Храбрый
мышки. Передача сюжета литературного
мышонок»
произведения: создание композиции,
включающей героя - храброго мышонка и препятствий, которые он преодолевает.
-Учить создавать в рисунке образ
«Замѐрзшее дерево замѐрзшего дерева; закреплять умение
правильно рисовать строение дерева
(ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать
воображение, творческие способности.
«Весѐлые
-Знакомство с матрѐшкой как видом
матрѐшки»
народной игрушки. Рисование матрѐшки
с натуры с передачей формы, пропорций
и элементов оформления «одежды»
(цветы и листья на юбке, фартуке,
«Красивые
сорочке, платке).
салфетки»
-Воспитание интереса к народной
культуре. Рисование узоров на
салфетках круглой и квадратной формы.
Гармоничное сочетание элементов
декора по цвету и форме (точки, круги,
пятна, линии прямые и волнистые).
Понимание зависимости орнамента от
формы салфетки.
«Подарим маме
-Учить рассматривать живые цветы, их
цветы»
строение, форму, цвет; рисовать стебли и
листья зелѐной краской, лепестки- ярким,
красивым цветом (разными
приѐмами).Закреплять умение
использовать в процессе рисования
разнообразные формообразующие
движения.
«Корабли на море» -Расширять представление детей о
морском транспорте. Учить задумывать
композицию рисунка, его содержание.
Развивать творческое воображение,
эстетические чувства.
«Кошка с
-Рисование простых сюжетов по мотивам
воздушными
литературного произведения. Свободный
шариками»
выбор изобразительно-выразительных
средств для передачи характера и
настроения персонажа кошки,
поранившей лапку).
«Рыбки играют
рыбки сверкают»
«Изящные рисунки
Ю. Васнецова к
книге «Шуткиприбаутки»
«Кони на лугу»
май
«Радуга-дуга, не
давай дождя!»
«Путаница»
«Праздничный
салют»
-Изображение рыбок из отдельных
элементов (кругов, овалов,
треугольников). Развитие
комбинаторных и композиционных
умений.
- Познакомить детей с творчеством Ю.
Васнецова; учить создавать иллюстрации
к детским потешкам, передавать образы
персонажей; развивать образное
мышление, воображение.
-Учить составлять композицию с
фигурами лошадей, варьируя их
положение на листе. Учить рисовать
коня, соблюдая основные пропорции;
дополнять рисунок необходимыми
элементами.
-Самостоятельное и творческое
отражение представлений о красивых
природных явлениях разными
изобразительно выразительными
средствами. Создание интереса к
изображению радуги.
Формирование элементарных
представлений по цветоведению
(последовательность цветовых дуг в
радуге, гармоничные цветосочетания на
цветовой модели). Развитие чувства
цвета.
-Воспитание эстетического отношения к
природе. Рисование фантазийных
образов. Самостоятельный поиск
оригинального («невсамделишного»)
содержания и соответствующих
изобразительно-выразительных средств.
«Раскрепощение» рисующей руки.
Освоение нетрадиционных техник
(рисование пальчиками, ладошками,
отпечатки разными предметами,
кляксография). Развитие творческого
воображения и чувства юмора.
Воспитание творческости,
самостоятельности, уверенности,
инициативности.
-Учить детей рисовать праздничный
салют, используя восковые мелки,
акварель или гуашь; познакомить детей с
достопримечательностями г. Москвы;
прививать любовь к нашей Родине, еѐ
«Красивое платье» традициям.
- Познакомить детей с работой ателье
мод; нарисовать красивую одежду,
развивать эстетическое восприятие;
обратить внимание на то, что искусство
окружает нас повсюду.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
2019-2020 учебный год
«Весѐлое лето»
-Рисование простых сюжетов с
передачей движений, взаимодействий и
отношений между персонажами.
«Летняя палитра»
- Создание беспредметных
(абстрактных) композиций; составление
летней цветовой палитры.
«Деревья в нашем
-Рисование лиственных деревьев по
парке»
представлению с передачей характерных
особенностей строения ствола и кроны.
-Создание композиций из окошек с
«Кошки на
симметричными силуэтами кошек и
окошке»
декоративными занавесками разной
формы
«Осенний
-Рисование овощей по их описанию в
натюрморт»
загадках и шуточном стихотворении;
развитие воображения.
«Осенние
- Рисование осенних листьев с натуры,
листочки»
передавая их форму карандашом и
колорит - акварельными красками.
«Игрушка
-Знакомство с дымковской игрушкой как
дымковская»
видом народного декоративноприкладного искусства.
- Декоративное оформление
«Нарядные
вылепленных лошадок по мотивам
лошадки»
дымковской игрушки (кругами, пятнами,
точками, прямыми линиями и
штрихами).
Золотая хохлома»
-Знакомство детей с «золотой
хохломой», рисование узоров из
растительных элементов (травка,
Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам
«Белая берѐзка»
хохломской росписи.
Декабрь
Январь
Февраль
-Рисование осенней берѐзки по мотивам
лирического стихотворения;
«Лиса-кумушка»
гармоничное сочетание разных
изобразительных техник.
-Создание парных иллюстраций к
разным сказкам: создание контрастных
по характеру образов одного героя;
«Чудесные
поиск средств выразительности.
превращения
-Свободное экспериментирование с
кляксы»
разными материалами и инструментами:
опредмечивание - «оживление»
необычных форм.
«Белая берѐза под
-Изображение зимней (серебряной)
моим окном…»
берѐзки по мотивам лирического
стихотворения; гармоничное сочетание
разных изобразительных техник.
«Волшебные
-Построение кругового узора из центра,
снежинки»
симметрично располагая элементы на
лучевых осях или по концентрическим
кругам.
«Еловые веточки» -Рисование еловой ветки с натуры;
создание коллективной композиции
«рождественский венок».
- Учить детей рисовать пушистый мех
«Кошка с
животного с помощью жѐсткой кисти.
котятами»
Учить составлять композицию, учитывая
передний и задний план. Развивать
наблюдательность, самостоятельность,
творческую активность.
«Весѐлый клоун»
-Рисование выразительной фигуры
человека в контрастном костюме - в
движении и с передачей мимики
(улыбка, смех).
«Весело качусь я
-Развитие композиционных умений
под гору в
(рисование по всему листу бумаги с
сугроб»(2 занятия) передачей пропорциональных и
пространственных отношений).
-Познакомить детей с традиционным
русским промыслом - «гжельская
«Сказочная гжель» керамика»; освоить простые элементы
росписи (прямые линии различной
толщины, точки, сеточки). Воспитывать
уважение к народным умельцам.
«Наша группа»
-Отражение в рисунке личных
впечатлений о жизни в своей группе
«Волшебные
цветы»
«Папин портрет»
«Милой мамочки
портрет»
Март
«Солнышко
нарядись»
«Солнечный цвет»
«Дымковская
барышня»
«Весеннее небо»
Апрель
«Я рисую море»
«Морская азбука»
«Превращения
камешков»
детского сада; сотворчество и
сотрудничество.
-Рисование фантазийных цветов по
мотивам экзотических растений;
освоение приѐмов видоизменения и
декорирования лепестков и венчиков.
- Рисование мужского портрета с
передачей характерных особенностей
внешнего вида, характера и настроения
конкретного человека (папы, дедушки,
брата, дяди
-Рисование женского портрета с
передачей
характерных особенностей внешнего
вида, характера и настроения
конкретного человека.
-Рисование солнышка по мотивам
декоративно-прикладного искусства и
книжной графики (по иллюстрациям к
народным потешкам и песенкам).
-Экспериментальное (опытное) освоение
цвета; расширение цветовой палитры
«солнечных» оттенков.
-Декоративное оформление вылепленных
фигурок по мотивам дымковской
игрушки (кругами, пятнами, точками,
штрихами.
-Свободное экспериментирование с
акварельными красками и разными
художественными материалами:
рисование неба способом цветовой
растяжки «по мокрому».
-Свободное экспериментирование с
акварельными красками и разными
художественными материалами:
рисование неба способом цветовой
растяжки «по мокрому.
- Изготовление коллективной азбуки на
морскую тему: рисование морских
растений и животных, названия которых
начинаются на разные буквы алфавита.
-Создание художественных образов на
основе природных форм (камешков).
Освоение разных приѐмов рисования на
камешках различной формы.
«Наш аквариум»
май
«Зелѐный май»
«Радуга-дуга»
«Неприбранный
стол»
«Рисуем музыку»
- Составление гармоничных образов
рыбок из отдельных элементов (кругов,
овалов, треугольников).
-Экспериментальное (опытное) освоение
цвета; развитие творческого
воображения, чувства цвета и
композиции; расширение «весенней»
палитры.
Воспитание художественного интереса к
природе, отображению представлений и
впечатлений от общения с ней в
изодеятельности.
-Самостоятельное и творческое
отражение представлений о красивых
природных явлениях разными
изобразительновыразительными
средствами. Воспитание
художественного интереса к природе,
отображению представлений и
впечатлений от общения с ней в
изодеятельности.
- Закрепить знания о жанре живописинатюрморте. Учить детей рассматривать
натуру, сравнивая длину, ширину, цвет,
форму предметов. Учить делать
подготовительный набросок, т.е. строить
рисунок, намечая основные контурные
очертания простым карандашом; затем
закрашивать акварельными красками.
-Продолжать развивать творческую
активность и воображение детей. Учить
ассоциировать музыку со своим
настроением, называть своѐ душевное
состояние и выражать его на бумаге при
помощи цветовых пятен, линий, образов.
Закреплять умение детей смешивать
цвета.
МАОУ Шишкинская СОШ
Утверждаю
Директор МАОУ Шишкинская СОШ
___________И.Г. Плесовских
Рабочая программа художественно-эстетического развития и нравственного
воспитания 3-7 лет
«Конструирование и ручной труд в детском саду»
Срок реализации: 1 года
Составлена на основе программы:
Куцаковой Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Составитель:
Ст. воспитатель
А.Л.Масленникова
С. Шишкина 2018г.