Программа Цветные-ладошки
Описание образовательной программы
Программа составлена
на основе Программы художественного
воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
В современной эстетико-педагогической
литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование
эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать
художественные образы.
Художественный
образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является
центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое
отношение может быть сформировано только в установке на восприятие
художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной
является способность к восприятию художественного произведения и
самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается
оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью,
подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к
характеру процесса деятельности, с учѐтом индивидуальных особенностей и
возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по
своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое
освоение мира посредством искусства.
Художественная
деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного
возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего
возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как
содержательное основание эстетического отношения ребѐнка, представляет собой
систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие,
познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях
эстетического освоения мира.
Изучение психологического механизма развития
способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.)
привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребѐнка
эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов
восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными
средствами и эстетическими эталонами, которые ребѐнок присваивает так же, как
всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения
операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Дошкольник в своѐм
эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного
впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными
выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к
эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к
осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под
влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство
формирования эстетического отношения к миру и художественного развития
средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в
эстетической деятельности.